Большое интервью главы Краснокамского городского округа Игоря Быкариза по итогам 2019 года
Завершается очередной год. Подводя его политические итоги, газета «Вечерний Краснокамск» отмечает отсутствие серьёзных конфликтов и громких скандалов. Хотя проблем в городском округе, что называется, выше крыши, но до конфронтаций пока не доходит. Горожане традиционно жалуются на отсутствие освещения на улицах, чистой воды в кранах и ответственных чиновников в администрации. Понятно, что эти проблемы достались новому главе Игорю Быкаризу в наследство. Но и он пришёл не на выжженную землю. И до него здесь работали люди, которые занимались обустройством набережной, благоустройством Парка Победы, созданием дворовой инфраструктуры в рамках проекта «Комфортная городская среда», ремонтом дорог по национальному проекту «Безопасные качественные автомобильные дороги». Однако с приходом Игоря Яковлевича в городе и впрямь началась «движуха», которая не прекращалась весь год. Что происходило в политической и хозяйственной жизни города? Кем себя ощущает его глава? Какие проблемы удалось решить в уходящем году, а какие пока стоят на повестке дня? И какое будущее у города? На эти и другие вопросы журналиста отвечает Игорь Быкариз, глава Краснокамского городского округа.
БЫЛ ЧАСТЬЮ МЕСТНОЙ ЭЛИТЫ
— Игорь Яковлевич, в Пермском крае тема делегирования варягов на руководство муниципалитетами не прижилась. Все попытки терпят фиаско. Чужаков не воспринимают ни депутаты, ни предприниматели. Буквально перед новым годом в Большесосновском районе покинул должность
— Я в Краснокамске не чужой и Краснокамск для меня не чужой. До избрания на должность главы я шесть лет проработал руководителем Краснокамского подразделения газотранспортной компании, а советником у меня после выхода на заслуженный отдых трудился Валерий Клёнов. Он, наверное, всю сознательную жизнь состоял в местных представительных органах, многое знал и был просто уважаемым человеком. Благодаря общению с ним, я был в курсе городской политической повестки. Мы были хорошо знакомы и с Равкатом Разутдиновым. Ещё с тех времён, когда я работал министром и отвечал за стройки в Коми округе, а он возглавлял в краевом Законодательном Собрании постоянно действующую рабочую группу по развитию общественной инфраструктуры. А с Юрием Чечёткиным мы вообще дружили и вместе ездили на рыбалку. Я знал директорский корпус, входил в президиум городского Совета директоров и в целом был частью местной элиты. И вряд ли у
Да, мне пришлось поработать на своё избрание главой городского округа как на полноценных выборах, потому что новая Дума формировалась другим человеком и под другие задачи. Но мы с депутатами смогли договориться, потому что я знаю их интересы в округах и готов по ним работать. Плюс они видят, что у меня нет коммерческих интересов, я не завожу в территорию свои фирмы и не сливаю под них все подряды. Наши представления о развитии города сходятся, поэтому скандалов в Думе почти не бывает и все предложения администрации поддерживаются почти единогласно. Хотя не буду скрывать, что в депутатском корпусе есть люди, которые не во всём и не всегда меня поддерживают. Есть люди вне Думы, которые пользуются авторитетом у депутатов и которые тоже подогревают протестные настроения. И чем ближе 2021 год — год выборов в краевое Законодательное Собрание — тем чаще будут попытки раскачать лодку. Появление оппозиции меня не пугает. Я пришёл, как минимум, на пять лет и у меня свои задачи. Я чётко знаю, что нужно делать и для чего.
КАК ШТУРМАН В БОРЬБЕ СО СТИХИЕЙ
— Вы возглавили округ в непростое время и совместно с депутатским корпусом приняли массу непопулярных решений. Оставили без зарплаты спикера Юрия Трухина, объединили образовательные учреждения, сняли доплаты почётным гражданам, досрочно отменили единый налог на вменённый доход на территории городского округа. В итоге собрали кучу негатива. Он того стоил? Цель оправдывала средства?
—
Теперь про непопулярные инициативы. Да,
А какие у меня были варианты?! Блокировать губернаторские инициативы, идя на поводу у людей, привыкших к
МЫ ГОТОВЫ ЗАБРАТЬ ЗАКАМСК!
— В краевых СМИ в своё время писали, что вы были рекомендованы на главу Краснокамского городского округа
— Я Романа Кокшарова знаю давно. Мы познакомились с ним до того, как оба пришли в политику. Потому что я был директором строительного предприятия в Уинске, а он был директором строительного предприятия в Кунгуре. И мы с ним даже конкурировали за заказы. Потом мы почти одновременно были избраны главами соседних муниципалитетов. Со временем наши пути в политике разошлись, но у нас всегда были дружеские отношения, мы говорили на одном языке. И я благодарен Роману Александровичу за поддержку на выборах главы Краснокамского городского округа. Он не только меня поддержал, но и как первый заместитель председателя краевого правительства помог мне в период становления. Всё, что было обещано Кокшаровым в период объединения в округ, выполнено, выделено, запроектировано.
Однако в жизни постоянно всё меняется. Сейчас у нас другой территориальный
— Год назад витали слухи, что вас делегировали в главы Краснокамского городского округа, чтобы вы обеспечили вхождение Краснокамска в Пермский городской округ. Это правда? И как вы в целом относитесь к такому проекту?
— Это слухи. Я категорически против вхождения Краснокамска куда бы то ни было. У меня другие мысли. Вот нам передают на обслуживание водовод в Кировском районе города Перми. Почему бы вместе с водоводом нам не передать весь Закамск? Шутки шутками, но я считаю, что надо не Краснокамск присоединять к Перми, накачивая мегаполис людьми и увеличивая его площадь до неприличных размеров, а Кировский район присоединить к нам. Пусть вся правобережная часть будет одним большим Краснокамском. Мы готовы забрать Закамск. В этом есть хоть
ПЛЮСЫ САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
— На протяжении последних полутора десятков лет промышленность видоизменялась, экономика становилась другой. И сегодня можно констатировать, что местные предприятия практически не участвуют в формировании бюджета.
— Участие предприятий в формировании местных бюджетов — это, скорее, вопрос налоговой политики. Мы же понимаем, куда уходят самые «жирные» налоги городских заводов и фабрик. Поэтому давайте не будем на этом спекулировать и договоримся, что краснокамская экономика вносит существенный вклад в бюджеты всех уровней. За время работы главой я побывал на большинстве промышленных площадок Краснокамска. Ситуация разная. К примеру, растёт всё, что связано с производством оборудования для нефтегазового сектора. Раньше эту нишу занимали американские компании, но санкционная политика их выдавила с отечественного рынка. Как результат, наши краснокамские предприятия — ПКНМ, Сокол — уже законтрактованы на весь следующий год. И им нужны дополнительные производственные площади, иначе они не вытянут свои портфели заказов. Похожая ситуация на РМЗ, которому нужна площадка под второй завод. Второй завод на территории города собирается строить УЗПМ. А вот на тех предприятиях, которые ранее были монополистами на отечественном рынке, а сегодня вынуждены конкурировать с турками и китайцами, дела идут не очень.
Я регулярно общаюсь с руководителями промышленных предприятий. И они в голос говорят, что главная проблема — это не снижающийся спрос, это не отсутствие дешёвых кредитов на развитие бизнеса. Главная проблема — кадры. В этом вопросе они очень надеются на то, что власть им поможет. Да, муниципалитет готов организовывать инженерные классы в школах, чтобы ребята ориентировались на поступление в технические вузы. Мы готовы вернуть в
ДЕШЁВОГО ТРУДА БОЛЬШЕ НЕТ
— Почему это происходит? Что делать краснокамским предприятиям, чтобы остановить отток рабочей силы в Пермь?
— Ответы на поверхности. Главным конкурентным преимуществом краснокамских промышленных площадок по сравнению с пермскими долгое время был дешёвый труд. Сегодня этот ресурс выработан полностью. Дешёвой рабочей силы в Краснокамске почти не осталось. Поэтому если предприятия хотят развиваться, то им придётся либо воспитывать свои кадры и удерживать их нормальными зарплатами, чтобы они не уехали, либо покупать кадры в других городах и регионах, завозить их, обеспечивать жильём и так далее. В любом случае придётся повышать зарплату квалифицированным рабочим пусть не до пермского уровня, но хотя бы близко к нему. Иначе на предприятиях останутся только те, кого в силу возраста, низкой квалификации или вредных привычек больше никуда не берут.
— А бизнес вообще помогает
— Промышленники всегда откликаются, если речь идёт об общем благе. Мы тут начинали готовить проекты по комфортной городской среде на 2020 год и договорились с питерскими специалистами. Их работа стоит 1,3 миллиона рублей. Однако у нас не получилось оплатить эту работу бюджетными деньгами, так как не вовремя подготовили документы. Я обратился за помощью к промышленникам. Вы не поверите, но ни один не отказал! Даже директор Завода металлических сеток Дмитрий Пищальников, который большую часть времени проводит в Москве и занят экспортными поставками, откликнулся и сказал, что на него всегда можно рассчитывать. Это как пример, а не призыв добавить денег.
ПРОШУ ПОТЕРПЕТЬ РАСКОПКИ
— Сегодня одним из каналов обратной связи с властью являются социальные сети. Они неподцензурны. Там люди пишут о наболевшем. Если промониторить жалобы в адрес городской администрации, то годовая пальма первенства — за плохим освещением. Мы живём в XXI веке, но до сих пор вынуждены ходить по вечерам в темноте. Что за проблема вообще? Почему вы за год не продвинулись в её решении? И когда она будет решена?
— С освещением всё не очень хорошо. Исторически на селе оно шло в бездоговорном формате. Электроэнергетики начали это оценивать как хищение, предъявлять штрафные санкции. В общей сложности предъявлено более 20 миллионов рублей. Мы зашли в суды. Пытаемся отбиваться, хотя я понимаю, что от всего не отбиться. Параллельно мы восстанавливаем сети, ремонтируем опоры, заключаем договоры с энергетиками, ликвидируя правовые пробелы в наших взаимоотношениях.
В городе тоже всё не просто. Не было денег — не было света. Нынче мы впервые за долгие годы заложили в бюджете средства на восстановление уличного освещения. На 2020 год — пять миллионов рублей. Честно скажу, этого мало. Надо хотя бы восемь. Будем изыскивать возможности. Если говорить о сроках, то к концу года будут отремонтированы все опоры, восстановлена вся сеть. Город будет полностью освещён.
— Самый рейтинговый вопрос, который журналисты задают уже пятому или шестому главе. Когда в Краснокамске будет решен водный вопрос? Когда в город придёт чистая вода, в которой можно будет хотя бы мыться, не опасаясь за своё здоровье?
— Водный вопрос будет решён полностью к концу 2021 года. За эти два года предстоит достроить две нитки водовода от ЧОС до города. Поскольку городские сети не готовы к приёму чусовской воды, то необходима их реконструкция. Губернатор уже анонсировал выделение 60 миллионов рублей на эти цели. Мы их пока не получили, продолжаем работу в этом направлении с министерством ЖКХ. Следующее лето будет очень насыщенным в плане работ на сетях. Поэтому я прошу горожан потерпеть раскопки и перебои с водоснабжением.
ЛЮБОЕ УПОМИНАНИЕ — РЕКЛАМА
— Что бы вы отнесли к своим личным достижениям или достижениям своей команды в уходящем году?
— Горожане нам начали верить! Когда мы говорили, что в Краснокамске будет настоящая эспланада с современным городским парком, нам никто не верил. Смеялись. Но контуры эспланады уже просматриваются и простые люди позитивно о ней отзываются. Когда я говорил жильцам с Карла Маркса, 54, что помогу решить их проблему, то никто не верил. В социальных сетях писали, что Быкариз всё врёт и никаких денег на выкуп квартир никто не даст. Но на сегодня практически все жильцы получили компенсации. Многие смогли на выплату приобрести жильё даже большей площади и лучшего качества. Когда мы начинали проект «Краснокамск — футбольная столица Прикамья», то никто в него не верил. Какая футбольная столица, если Краснокамск не родил ни одного мастер спорта по футболу?! Но мы смогли раскачать тему, устроить своего рода соревнование с Кунгуром и победить. Поэтому сегодня я чувствую совсем другое отношение к нашим словам. Нам верят. И мы будем подтверждать делами это доверие.
— Если отсмотреть краевую информационную повестку, то в уходящем году Краснокамск в ней появлялся исключительно в негативном ключе. Региональные СМИ громко обсуждали судебный процесс над заместителем директора школы № 3, которую обвинили в халатности, приведшей к смерти школьницы от голода. Были публикации про некачественный ремонт моста через Ласьву и они, благодаря вниманию со стороны прокуратуры, до сих пор периодически появляются. Были публикации про фермерский грант, который оказался украден. Как вы относитесь к такому позиционированию Краснокамска?
— Любое упоминание, кроме некролога,— это реклама. Про наш город пишут, значит, он живёт. Разумеется, я заинтересован в позитивном позиционировании города, в выстраивании такой рекламной политики, чтобы Краснокамск воспринимался комфортным, трудолюбивым, спортивным и здоровым. По выстраиванию имиджа мы пока в самом начале пути. Если у жителей есть
НА КАНИКУЛЫ В СОЧИ
— Вы — человек креативный и планов у вас всегда много. Что ждёт город в следующем году?
— Планов много, но отвечу кратко. В следующем году работы будет раза в два больше, чем в уходящем. Нам всем придётся пахать. Такого количества инфраструктурных проектов в Краснокамске не было со времён Бумстроя.
— Где проведёте новогодние каникулы?
— Я новогодние праздники всегда провожу с близкими и дорогими мне людьми, на общение с которыми мне не хватает времени в течение года. Нынче повезу всю мою большую семью в количестве девяти человек, включая двух внучек, в санаторий в Сочи. Вместе отдохнуть и набраться сил. Новый год — это мой любимый праздник. Надеюсь, что краснокамцы со мной солидарны. Поздравляю всех горожан с Новым годом и предстоящим Рождеством! Желаю верить в себя, заниматься спортом и быть счастливыми!
Подготовила Ольга Девятовских