Объявления

Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

Возрождение Соснового бора
на набережной
Художества бывшего мэра
или благоустройство по-чечеткински

Изящная защита от бестактного любопытства
 
 

 

Реклама

Мама, папа, я ... и телевизор ч.2 («ВК» №15)

Продолжение. Начало в № 14.

«А я все чаще замечаю,
что меня как будто кто-то подменил:
О морях и не мечтаю,
телевизор мне природу заменил…»
Песня кота Матроскина

Телевизор — «лампа» в прямом и переносном значении этого слова. Его назначение — освещать события жизни, нести знания, давать информацию. Как влияют эта информация и форма ее подачи на ребенка и взрослого? Какую пользу несет просмотр телевизионных программ для семьи в целом и для ребенка в отдельности?

Яркий экран телевизора с раннего детства привлекает внимание малыша, он восторженно лепечет, пытаясь вовлечь телевизор в диалог. Мама в этот момент может спокойно вздохнуть и заняться своими делами. Вроде бы все довольны. Какие подводные камни скрывает такая ситуация? Утомленная домашними делами мама начинает все чаще и все на большее время оставлять ребенка с телевизором (а он может весь день работать в фоновом режиме, создавая маме эффект присутствия собеседника), полагая, что это полезно для общего и речевого развития крохи.

Спору нет, подражание речи взрослых играет важную роль в овладении языком. Однако для оптимального развития малышу необходим эмоциональный отклик, диалог, подкрепляющий и поддерживающий его активность в общении. Как можно вступить в диалог с экраном телевизора? Какой поддерживающий отклик может дать телевизор, как поддержит интерес ребенка к слову, как он научит ребенка беседовать?

Еще один важный момент — просмотр маленьким ребенком развивающих программ и мультфильмов. Какими бы замечательно развивающими они ни были, если малыш смотрит их один или при молчаливом присутствии взрослого, то способствовать развитию такой просмотр не будет. К тому же, показывать ребенку мультфильмы имеет смысл, начиная с возраста, когда он уже способен осознавать сюжет, ассоциировать себя с героем, переживать за него, анализировать его поступки, примерять их на себя. Как показывает практика, освоение перечисленных навыков происходит в возрасте трех-четырех лет.

Важно смотреть мультфильмы вместе с ребенком, с тем, чтобы позже иметь возможность обсуждать с ним увиденное, обязательно задавая вопросы: Кто понравился больше всех? Кто не понравился? Почему? Как ты думаешь, почему медведь раздавил теремок? Почему зайчик плакал? И т. д. Вопросы будут способствовать осмыслению увиденного, помогут ребенку извлечь уроки, заложенные в мультфильм его создателями.

Более старшим детям телевидение помогает узнать о мире животных и растений, посмотреть театральный спектакль или фильм, узнать о традициях и обычаях других народов. Есть много интересных программ, которые обучают и развивают ребенка, расширяют кругозор, иногда помогают выбрать профессию. По данным различных исследований, дети, которые смотрят, в основном, образовательные программы, легче адаптируются среди ровесников, обладают более богатым словарным запасом.

Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач?

В первую очередь, это переутомление — самый очевидный, но не самый большой вред, который можно нанести малышу. Телевизионная программа — калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения, просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснению отношений… При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

Продолжение следует…